22 янв. 2013  8449

Особенности проведения камеральной налоговой проверки

обзор
Александр Щукарев

Александр Щукарев

заместитель директора направления 1С

~ 4 мин на чтение
Нет времени читать?

отправить на почту

Налоговые проверки являются формами налогового контроля. Один из видов налоговых проверок, которые проводят налоговики, – камеральная налоговая проверка. В отличие от выездной налоговой проверки «камералка» проходит в ограниченных возможностях для налоговиков, а также имеет свои особенности. В данной статье рассмотрим норму закона, которая регулирует порядок проведения камеральной налоговой проверки.

Право проводить налоговые проверки предоставлено налоговым органам ст. 31, 82, 87 НК РФ. Непосредственно проведение камеральной налоговой проверки регулируется ст. 88 НК РФ.

Особенность камеральной налоговой проверки в отличие от выездной проверки состоит в следующем:

1) Проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и представленных налогоплательщиком документов (п. 1 ст. 88 НК РФ). Камеральная налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона (Определение КС РФ от 08.04.2010 № 441-О-О).

Камеральная налоговая проверка является счетной проверкой представленных документов, которая не должна подменять собой выездную проверку (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 № 14766/05);

2) Проводится должностными лицами налогового органа без какого-либо решения на проверку (п. 2 ст. 88 НК РФ). Налоговому органу предоставлены полномочия на проведение камеральной проверки по определенному налогу только при наличии представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) по данному виду налога. Такой вывод следует из правовой позиции, сформулированной Высшим абитражным судом Российской Федерации в постановлении от 26.06.2007 № 2662/07;

3) Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Течение трехмесячного срока проведения «камералки» начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (расчета), на это указывают налоговики – письмо ФНС от 13.09.2012 №АС-4-2/15309. С этим мнением можно согласиться, поскольку под проведением проверки подразумевается осуществление налоговым органом какого-либо действия, в связи с чем только после получения декларации (расчета) у налоговиков появится возможность осуществлять мероприятия налогового контроля. Данный вывод можно сделать из Постановления Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 3303/10.

Однако предусмотренный указанной нормой срок для проведения камеральной проверки не является пресекательным, поэтому его несоблюдение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его взысканию в пределах сроков принудительного взыскания и не может являться основанием для признания незаконными действий налогового органа по проведению мероприятий налогового контроля и принятию решения по итогам рассмотрения материалов проверки. На это указано в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 №71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Таким образом, проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ, не является основанием для признания недействительным решения налоговой инспекции, принятого по результатам проверки.

Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 № 3355/07, информация о деятельности налогоплательщика, полученная налоговым органом у компетентных государственных органов по окончании проверки, должна оцениваться судами по правилам оценки доказательств с учетом ее значимости для разрешения спора, а также своевременности и адекватности предпринятых налоговым органом мер в целях ее получения.

Нарушение трехмесячного срока проведения налоговой проверки влияет лишь на то, что за его пределами налоговый орган не может истребовать у налогоплательщика какие-либо документы (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 №103409, Письмо Минфина РФ от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75).


Начальным этапом активных действий налогового органа в отношении налогоплательщика является направление последнему сообщения с требованием представить пояснения или внести соответствующие исправления. Такое право у налогового органа возникает лишь в случаях выявления ошибок и (или) противоречий в представленной налоговой декларации, выявления несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (п. 3, 4 ст. 88 НК РФ).

Указанные полномочия налогового органа носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (Определение КС РФ от 12.07.2006 № 267-О).

В тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. Этот вывод отражен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08.


Следующим этапом активных действий налоговиков является истребование документов у налогоплательщика в ходе «камералки». Данное право налоговый орган может лишь реализовать в следующих случаях:

- использования налогоплательщиком налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);

- заявления налогоплательщиком суммы налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета (п. 8 ст. 88 НК РФ);

- при проведении проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

Обязанность представить в налоговый орган документы возникает у налогоплательщика только при направлении ему налоговым органом требования об этом (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 №15557/06).


0 комментариев

Спасибо за оставленный Вами комментарий!

Подпишитесь, чтобы быть в курсе
последних новостей

Раз в неделю и только по делу

подписаться

Вам может быть интересно

Виды цен для тех кто “Торгует” через или с помощью 1С: Управление торговлей 11 | Статья Lad

инструкция 15 сент. 2020  94

Виды цен для тех кто “Торгует” через или с помощью 1С: Управление торговлей 11

Подробно разберемся, как создать и где найти виды цен для тех кто “Торгует” через или с помощью 1С: Управление торговлей 11

Как правильно внести начальные остатки в 1С:УНФ? | Статья Lad

инструкция 08 сент. 2020  237

Как правильно внести начальные остатки в 1С:УНФ?

Начиная работать с программами 1С, возникает потребность внесения начальных данных. Рассмотрим, как это сделать в УНФ

«1С:Кабинет сотрудника». Мобильное взаимодействие сотрудников и бухгалтерии | Статья Lad

обзор 01 сент. 2020  280

«1С:Кабинет сотрудника». Мобильное взаимодействие сотрудников и бухгалтерии

Сотрудники часто запрашивают у бухгалтерии разные документы. Рассказываем, как упростить этот процесс

Подключите «1С:Мультибух» в «1С:Фреш» выгодно | Статья Lad

обзор 25 авг. 2020  329

Подключите «1С:Мультибух» в «1С:Фреш» выгодно

Сервис позволяет выполнять регулярные задачи по всем вашим организациям и ИП в несколько кликов. До 11 ноября без дополнительной платы!

Новые и полезные функции для работы с финансами в «1С:Предприятие 8 Розница» | Статья Lad

инструкция 18 авг. 2020  227

Новые и полезные функции для работы с финансами в «1С:Предприятие 8 Розница»

Рассказываем про функции, которые помогут облегчить работу с финансами

Новые и полезные функции для организации продаж в «1С:Предприятие 8 Розница» | Статья Lad

инструкция 11 авг. 2020  182

Новые и полезные функции для организации продаж в «1С:Предприятие 8 Розница»

Рассказываем про функции, которые помогут организовать продажи в магазине

вернуться в блог